Дорожный цементный бетон

 

 Дорожный цементный бетон является разновидностью тяжелого бетона и широко применяется для дорожных покрытий при строительстве автомобильных дорог общей сети, городских улиц, проездов и подъездных путей и аэродромов. Цементный бетон в процессе эксплуатации в дорожном покрытии подвергается не только механическому воздействию транспортных средств, но и многократному замораживанию и оттаиванию, увлажнению и высыханию и т. п. К дорожному бетону предъявляют повышенные требования в отношении истираемости, износостойкости, растяжении при изгибе, морозостойкости, коррозийной стойкости и долговечности.

В зависимости от назначения дорожный бетон разделяют на три вида: для однослойных дорожных покрытий и верхнего слоя двухслойных покрытий; для нижнего слоя двухслойных покрытий и для оснований капитальных усовершенствованных дорог.

В качестве вяжущего вещества для дорожного бетона используют обычный, пластифицированный или гидрофобный портландцемента повышенной активности. В цементах для дорожного бетона не должно быть более 10% трехкальциевого алюмината, при этом введение активной минеральной добавки (при помоле) разрешается только в виде гранулированного доменного шлака не более 15% по массе. Марка цемента для верхнего слоя бетона не должна быть менее 500. Щебень для верхнего слоя дорожного покрытия должен изготовляться из горных пород с пределом прочности при сжатии в водонасыщенном состоянии не менее 117,0 Мн/м2 (1200 кГ/см2) для изверженных и 78,4 МН/м2 (800 кГ/см2) — для осадочных пород; при испытании щебня в специальном полочном барабане истираемость должна быть не более 25% по массе для изверженных и 40%—для осадочных пород. Крупный заполнитель для нижнего слоя дорожных покрытий может быть получен из горных пород с пределом прочности при сжатии соответственно 78,4 и 58,8 Мн/м2 (800 и 600 кГ/см2).

 


 

Важное значение для качества бетона имеет морозостойкость щебня. Выбор крупного заполнителя по морозостойкости зависит от назначения дорожного бетона и климатических условий местности. Для бетона верхнего слоя магистральных городских улиц марка щебня по морозостойкости должна быть не менее Мрз150 и для улиц местного значения — не менее Мрз100. Щебень и гравий применяют для дорожного бетона только после промывки, содержание глинистых примесей в заполнителе должно быть не более 1 %, а органические примеси не допускаются. Наибольшая крупность щебня или гравия в однослойных дорожных покрытиях принимается 40 мм, для верхнего слоя двухслойных покрытий — 20 мм. Для дорожного бетона используют обычно крупно и средне зернистый природный песок. Иногда применяют искусственные пески, полученные при дроблении плотных горных пород. В зависимости от конструкции дорожного покрытия марка бетона может быть принята по табл. Принимаемая марка бетона для той или иной дорожной конструкции отмечена черным кружком.

Преждевременное разрушение дорожного бетона в покрытии часто может быть не от транспорта, а вследствие недостаточной его морозостойкости. Поэтому для однослойных покрытий и верхнего слоя двухслойных дорожных покрытий в зависимости от ожидаемой отрицательной температуры марка бетона по морозостойкости не должна быть меньше Мрз100 при средней температуре от 0° до —10°С и Мрз200—300 при ожидаемой температуре ниже 0,35—0,45). Подвижность бетонной смеси (измеряемая осадкой конуса) для верхнего слоя дорожного бетона принимается обычно в пределах 0—2 см в зависимости от вида уплотняющего механизма.

Для повышения износостойкости цементно-бетонного покрытия можно применять посыпку и втрамбовывание в верхний слой свежеуложенного бетона минеральных зерен (до 5 мм) особо твердых материалов (корунд и др.). Дорожный бетон применяют для устройства дорожных и аэродромных покрытий в виде армированных монолитных плит или сборных железобетонных элементов.

 



Бетоны